к.э.н. Лавлинский Н. Е., технический директор ООО «Метод Лаб»,
доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова
В настоящее время достаточно много внимания уделяется внешнему виду веб-сайтов, их функциональности, различным маркетинговым аспектам (реклама, продвижение). Рынки создания и продвижения сайтов имеют свою сегментацию (не всегда прозрачную), заказчики готовы формировать требования по этим направлениям, видят и понимают результат при приемке работ. Однако, есть два аспекта, которые как правило никак не учитываются в процессе разработки и продвижения сайтов: удобство пользования и скорость работы. О втором и пойдет речь в этой статье.
История изучения влияния скорости начинается с исследований, связанных с разработкой традиционных интерфейсов. В результате были получены ориентировочные показатели границ реакции пользователя приложения в зависимости от скорости реакции на его действия.
Задержка реакции, мс | Восприятие пользователем |
---|---|
0-100 | Мгновенная реакция |
100-300 | Небольшая, но заметная задержка |
300-1000 | Система работает, но нагружена |
1000-10000 | Вероятное переключение мыслей на другие задачи |
10000 и более | Задача отменяется (система не работает) |
Как видно из табл. 1, скорость реакции веб-сайта на действия пользователя должна быть ограничена рамками в 300 мс для сохранения ощущения вовлеченности в процесс. Для электронного бизнеса процессом может выбор и покупка товара. В случае, если этот процесс прерывается, появляется риск снижения коэффициента конверсии на сайте. Например, покупатель может перейти на магазин конкурента, или решить отложить покупку.
Какова скорость работы сайтов электронного бизнеса в реальности является сложным вопросом. Измерение времени отрисовки страницы в браузере пользователя зависит от нескольких факторов:
Каждый из этих факторов включает в себя множество компонентов, в результате чего картина скорости загрузки сайта у реальных пользователей отличается крайним разнообразием. Например, изменение задержки на канале между пользователем и сайтом с 3.5 мс до 20 мс увеличивает время загрузки ozon.ru с 5 до 7 секунд. Такое изменение может происходить в произвольные моменты времени в зависимости от загрузки каналов и сетевого оборудования. Чтобы получить объективные данные о скорости загрузки сайта принципиально существует два пути:
Первый способ предполагает максимальную изоляцию динамических параметров, оказывающих влияние на скорость и эмуляцию эталонного пользователя (с конкретным браузером, параметрами интернет-канала, оборудованием). С помощью этого способа удобно проверять результаты оптимизации сайта, видеть различия в версиях программного кода. Параметры эталонного пользователя подбираются как средние из разброса в реальной аудитории.
Второй способ показывает реальное положение дел с производительностью с учетом всех факторов, описанных ранее. Для его реализации разработан стандарт передачи информации о скорости загрузки страниц Navigation Timing API. Этот стандарт поддерживается большинством современных браузеров и используется в системах веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика.
С использованием агрегированных данных о скорости загрузки страниц можно провести анализ экономической целесообразности проведения работ по ускорению сайта. Для упрощения модели будем отталкиваться от известных показателей (стоимость работ по ускорению), зафиксируем ее на уровне 10000 рублей для небольшого магазина и 30000 рублей для среднего масштаба. При этом поставим задачу определения эффекта от ускорения сайта, при котором проведение работ будет оправдано (окупится). В качестве примера будем использовать интернет-магазин, имеющий какой-то определенный уровень прибыли от прямых интернет-продаж. Небольшой магазин № 1 будет иметь ежемесячную прибыль 100000 руб., средний магазин № 2 зарабатывает 3000000 руб. в месяц. Посмотрим, какой срок потребуется для окупаемости работ по ускорению сайта. В таблице 2 показаны различные сроки окупаемости в зависимости от размеров магазина и эффекта от ускорения сайта.
Как видно из таблицы 2, ускорение сайта имеет экономическую целесообразность для всех представленных вариантов, даже для наиболее пессимистического (небольшой магазин с эффектом 0,5% продаж).
Показатель | Магазин № 1 | Магазин № 2 |
---|---|---|
Среднемесячная прибыль, тыс. руб. | 100 | 3000 |
Стоимость работ по ускорению, тыс. руб. | 10 | 30 |
Срок окупаемости при увеличении продаж на 0,5%, месяцев | 20 | 2 |
Срок окупаемости при увеличении продаж на 1%, месяцев | 10 | 1 |
Срок окупаемости при увеличении продаж на 2%, месяцев | 5 | 0,5 |
Также стоит отметить, что приведенные цены оптимизации скорости загрузки сайтов относятся к классу «выше среднего», в работы может быть включена как клиентская оптимизация, так и элементы серверной оптимизации (настройка ПО, систем кэширования). Приведенные выше расчеты предполагают постоянную маржинальность продаж в компании, а также возможность ускорения сайта путем выполнения работ с указанной стоимостью. В случае проведения повторных итераций ускорения сайта стоимость работ будет расти, а эффект снижаться в соответствии с принципом убывающей предельной полезности. Для оценки таких работ необходима более сложная и точная модель.
В качестве выводов можно представить следующие тезисы.