к.э.н. Лавлинский Н. Е., технический директор ООО «Метод Лаб»
Жизненный цикл веб-сайта имеет стандартные этапы: проектирование, создание (разработка), поддержка (развитие) и редизайн (или закрытие проекта в случае неудачи). Можно найти достаточно много статей, посвященных разработке сайта, немного меньше про поддержку и совсем мало про редизайн. При этом, достаточно часто владельцы проектов испытывают трудности в определении нужного момента редизайна, а зачастую и вообще боятся заказывать эту услугу.
Для начала нужно договориться, что мы будем называть редизайном сайта. В компании «Метод Лаб» принимается следующее определение: редизайн – разработка нового сайта на базе существующей рабочей версии со значительным изменением дизайна шаблонов и/или функциональности. Требования обычно формируются как «дельта» между существующей версией сайта и желаемым результатом.
Определить необходимость редизайна сайта можно пользуясь несколькими простыми правилами.
Во-первых, стандарты в разработке дизайна сайтов меняются достаточно часто. Средний срок изменения моды: 3-5 лет. Если вы хотите поддерживать статус модного, актуального дизайна сайта, необходимо проводить редизайн в соответствии с этим циклом.
Во-вторых, происходят перемены в средствах просмотра веб-сайтов. Появляются новые браузеры, новые виды устройств (телевизоры, часы, холодильники, микроволновки), увеличивается доля мобильных пользователей. Проверьте свой сайт в новых условиях. В случае, если ваш сайт теряет удобство пользования и отображается некорректно, пора делать редизайн.
В-третьих, необходимость редизайна возникает в случае, когда отсутствует достаточный уровень поддержки сайта. То есть, вы не можете реализовать бизнес-задачи в рамках существующего сайта. Проще переделать сайт с учетом новых требований.
Любое радикальное изменение в вашем проекте несет в себе риски. Но также изменения могут приносить заметную прибыль, а риски можно сократить.
Первый аспект, о котором следует помнить: поисковые машины. Если сайт получал значительный целевой трафик с поиска, необходимо по максимуму сохранить ключевые адреса страниц, чтобы переиндексация произошла как можно быстрее.
Второй аспект: лояльная аудитория. При наличии постоянной пользовательской базы необходимо учитывать мнение опытных посетителей, проводить опросы о требованиях к редизайну. Однако, нужно помнить, что редизайн в любом случае встретит сопротивление со стороны какой-либо группы людей. Привычный интерфейс всегда проще и удобнее любого нового, просто потому, что человек умеет с ним работать. Чтобы минимизировать сложности перехода, можно на какое-то время запустить новую версию в виде бета-тестирования (открытого или закрытого). Хорошим шагом будет создание небольших удобных и понятных пояснений элементов нового интерфейса в виде контекстных подсказок (если ваш сайт нагружен функциональностью).
Третий аспект – технический. Любой новый софт содержит больше ошибок, чем старый и проверенный. Чтобы плавно протестировать новую версию сайта и не потерять аудиторию, можно использовать вариант бета-версии или использовать специальную группу пользователей в качестве тестировщиков. Для высоконагруженных сайтов обязательно проведение нагрузочного тестирования. В случае невозможности подачи реальной нагрузки на сайт, необходимо проводить пошаговую выкладку новой версии.
Нужен редизайн сайта? Обращайтесь в «Метод Лаб»!