Очень часто можно услышать рассуждения о развитии электронного бизнеса (ЭБ), юридических и социальных аспектах этого явления. В то же время, о практическом воплощении ЭБ — веб-сайтах слышно достаточно мало, процесс их создания и развития обходится стороной исследователями. Лишь в узком профессиональном кругу можно увидеть попытки изучения и систематизации рынков создания, развития и продвижения веб-сайтов.
Электронный бизнес принципиально состоит из поставщиков товаров/услуг и потребителей этих товаров/услуг. В данной статье мы постараемся составить комплексный взгляд на процесс становления указанных рынков как со стороны поставщиков решений, так и со стороны заказчиков. Цель — выявление текущих сильных и слабых сторон и поиск эффективных решений.
Начнём с потребителей услуг создания и развития веб-сайтов: компаний, собирающихся вступить в электронную форму ведения бизнеса на одном из уровней проникновения (полный, частичный, смешанный...). Для такой компании стоит задача продажи своих услуг/товаров с использованием Интернет, иногда сам товар или услуга также предоставляется по Сети. При этом, заказчик фокусируется на конечном результате и руководствуется имеющимися на рынке примерами веб-сайтов его конкурентов. Кроме того, большинство руководителей компании понимают, что для решения этой задачи необходимы два этапа:
Действительно, эти этапы необходимы. Рассмотрим их подробнее.
Для изменения и доработки веб-сайтов требуется процесс поддержки. Понятие поддержки веб-сайта размыто (как, впрочем, и большинство терминов электронного бизнеса). В общем, это процесс изменения веб-сайта, его обновления как по наполнению (контенту), так и по функциональности и дизайну. Все современные веб-сайты (относящиеся к классам корпоративных и электронных магазинов) построены на основе какой-либо системы управления сайтом. Наличие такой системы дает возможность достаточно просто изменять контент сайта без привлечения профессионалов. Также с помощью системы управления можно в определённых рамках управлять программной составляющей веб-сайта (например, изменить количество товаров на главной странице). Более серьёзные изменения требуют квалифицированного вмешательства по трём направлениям: вёрстка (HTML, CSS), программирование, дизайн. Вопрос состоит в том, насколько необходимы серьёзные изменения для работающего веб-сайта? Полезно вспомнить о части создания веб-сайта, в которой указаны некоторые предпосылки к необходимости изменений, в том числе глубоких (по функциональности). Кроме того, по мере увеличения опыта эксплуатации веб-сайта у заказчика появляется более чёткое видение относительно его развития, что порождает довольно внушительный список задач по доработке сайта (особенно активен этот процесс в первые месяцы после запуска веб-сайта). Итак, мы подходим к теме подходов к поддержке веб-сайтов.
Принципиально есть несколько способов организации поддержки веб-сайта:
На практике в России применяются все три способа. Можно предположить, что первый способ самый популярный, далее идёт третий и второй. Рассмотрим все три способа подробнее.
На этом вернемся к вопросу эффективности рекламных кампаний в электронном бизнесе. При проведении рекламных кампаний заказчики часто упускают из внимание состояния веб-сайта, который продвигается. В результате эффективность продвижения снижается, в некоторых случаях реклама вообще не окупается. Постоянное повышение конкуренции на электронных рекламных площадках приводит к увеличению стоимости посетителя и, соответственно, потерь от недостаточной конверсии посетителей в клиентов.
По данным исследования рынка веб-разработок
Намного реже можно увидеть зрелые предложения по услугам:
Под «зрелыми» предложениями по услугам имеется в виду расширенное описание услуги с указанием конечной стоимости (тарифный план, оплата за час). Причин такому положению вещей существует несколько.
Во-первых, веб-студии реагируют на спрос со стороны заказчиков (этот аспект мы уже рассматривали).
Во-вторых, создание сайтов и их продвижение наиболее простые услуги с точки зрения трудоёмкости. При создании нового сайта нет необходимости разбираться в существующем веб-сайте, переносить с него данные, проводить оценку текущего функционала, выносить рекомендации по доработке. Кроме того, клиент, имеющий сайт и заказывающий редизайн, более опытный и предъявляет более строгие требования к создаваемому сайту. Реклама и продвижение в российской практике часто сводится к привлечению определённого объёма трафика на сайт и поэтому не затрагивает сложные аспекты аудита и доработки сайта (для повышения конверсии). Также важно, что маржинальность услуг по поисковому продвижению намного выше, чем у услуги создания сайтов и тем более поддержки. Последний факт привел к массовой переориентации веб-студий на поисковое продвижение. Даже популярная услуга создания сайтов в таких компаниях стала «бесплатным приложением» к продвижению («закажи продвижение — получишь сайт бесплатно»).
В то же время, тенденции развития поисковых систем приводят к постепенной дискредитации услуги поискового продвижения (наиболее дешёвого и рискованного способа рекламы в интернете). Результатом таких изменений уже стала переориентация многих западных SEO-компаний в SEM-компании (SEM — search engine marketing). То есть «поисковое продвижение» преобразовалось в «поисковый маркетинг». Этот термин включает в себя углублённую работу над сайтом, его модификацию, аудит, повышение удобства пользования. Критерием достижения результата в таких компаниях служат повышение продаж, расширение аудитории, улучшение узнаваемости и имиджа бренда. Естественно, что такие метрики близки бизнес-заказчику и находят благотворный отклик у менеджмента.
Ключевым навыком компаний-разработчиков станет методика перевода технических параметров сайта в бизнес-метрики. Например, активно развивается направление производительности веб-сайтов. По данным исследований компаний Amazon и Google, скорость генерации и доставки веб-страниц пользователю напрямую влияет на лояльность к сайту и конверсию. Как ни странно, даже замедление на 100 милисекунд вызывало падение конверсии на несколько процентов. Скорость работы сайта — чисто техническая характеристика, ещё недавно не учитываемая как часть конкурентного преимущества для электронного бизнеса. А следствие скорости — конверсия посетителей в покупателей — понятная бизнес-заказчику характеристика, за которую он готов платить (точнее, делать вложения). Именно возможность переноса таких технических характеристик в бизнес-пространство и соответствующий понятийный аппарат требуется от профессионалов интернет-технологий. Например, как объяснить необходимость проведения аудита удобства пользования интернет-магазина и последующей его доработки? Насколько эффективным может быть сокращение количества шагов для заказа с пяти до двух? Ответы на такие вопросы должны давать специализированные методики оценки эффективности веб-сайтов для электронного бизнеса. Их разработка — задача для объединённого научного сообщества в сфере интернет-технологий, экономики, менеджмента и маркетинга.
Таким образом, основной тенденцией станет применение комплексного подхода к обслуживанию сайтов. В рамках этой ориентации должны развиваться услуги профессиональной поддержки сайтов, доработке веб-сайтов, переноса сайтов с одной системы управления на другую, редизайн сайтов, аудит удобства пользования, мониторинг веб-сайтов (доступность, скорость отклика), обеспечение масштабирования сайта (при растущих нагрузках), итерационная индивидуальная разработка функционала сайта.