к.э.н. Лавлинский Н. Е., технический директор ООО «Метод Лаб»
В последнее время тема скорости загрузки сайтов и ее влияния на эффективность бизнеса достаточно популярна. Есть множество статей, экспериментов и кейсов по ускорению сайтов. Однако, большинство кейсов показывают как скорость позволяет больше заработать. В этой же статье мы покажем, как можно потерять деньги из-за медленного сайта. То есть будем рассматривать скорость сайта как необходимый (но не достаточный) фактор успеха, ограничивающий результат сверху. Все описанные способы потери денег основаны на практическом опыте и имеют реальные примеры из нашей практики.
Это частая ситуация для сайтов, имеющих проблему с серверной производительностью. При повышении нагрузки на сайт после начала рекламной кампании хостинг не справляется с запросами пользователей. В результате большая часть рекламного бюджета уходит «на ветер». Частое решение в таком случае – отключение рекламы, когда это возможно. Что самое смешное, некоторые владельцы бизнеса решают после этого не запускать рекламу и сайт работает по-старому, все довольны. Нам известны множество случаев «падения» сайтов после рекламы у видеоблоггеров, например реклама магазина гаджетов у Wylsacom эквивалентна хорошему стресс-тесту хостинга на несколько дней. Многие интернет-магазины такой тест не выдержали. Во время трансляции передачи «Как заработать миллион» на радио «Маяк», 90% сайтов героев программы не загружаются. Совсем.
Потери: рекламный бюджет и незавершенные заказы из-за неудовлетворительной скорости сайта.
Наиболее популярным и удобным способом реализовать мобильную версию сайта является адаптивный (responsive) сайт. В этом случае современные методы вёрстки позволяют использовать один и тоже сайт для различных устройств: настольные ПК, планшеты, смартфоны, телевизоры и т. д. При этом сайт будет адаптироваться по расположению блоков, размерам шрифтов и картинок под конкретный экран.
Однако, обычно веб-разработчики забывают о разных условиях просмотра сайта между мощным настольным ПК или ноутбуком (на котором обычно идёт разработка) и смартфоном. При этом ограничения серьёзные: мобильный интернет может работать в десятки раз медленнее, центральный процессор слабее в 8-10 раз.
В результате мы регулярно наблюдаем адаптивные сайты, имеющие объём более 10Mb (например, 14 Mb). В худшем случае большая часть этого трафика нужна для начальной отрисовки страницы. То есть, мобильный пользователь наблюдает 10-20 секунд белый экран и решает, что сайт просто не работает.
Потери: мобильные пользователи и их транзакции (для которых адаптивный сайт и создавался).
Один из прямолинейных способов решить проблемы скорости сайта: увеличить доступные серверные ресурсы. Этот метод очень затратный, так как увеличение производительности сервера в два раза может стоить четырёхкратного увеличения стоимости (покупки или аренды). То же самое может относиться к объёму хранилища, каналам доступа в Интернет. Даже если имеется эффект масштаба (уменьшение прироста затрат), абсолютные затраты на инфраструктуру растут очень быстро. При этом работы по оптимизации (серверная часть сайта, объем контента, кэширование) может снизить потребности в инфраструктуре в десятки и сотни раз. Также важно понять, что проведение оптимизации будет разовым вложением, а затраты на инфраструктуру – регулярные.
Второй вариант – покупка различных сервисов по ускорению и доставке сайта (CDN). Они действительно могут решить часть проблем со скоростью. Однако, мы получаем новые регулярные затраты на инфраструктуру (в виде сервиса). Если оптимизацию провести на стороне самого сайта, в 90% случаев не придётся подставлять «костыль» из сервисов по ускорению (или тратить намного меньше денег на них).
Потери: стоимость излишнего «железа», ресурсов и сервисов.
Этот пункт хорошо применим к технологическим и сервисным компаниям. Дело в том, что контакт клиента с компанией всё чаще начинается с сайта. А первое впечатление от сайта составляет скорость его загрузки. В худшем случае ваш клиент просто не дожидается загрузки первой страницы. Чаще он просто устаёт ждать результатов каждого клика и уходит к конкуренту. Даже если клиент проходит все этапы до целевого действия, у него остаётся стойкое впечатление о некачественной работе вашей компании и низком качестве сервиса.
Потери: отказы от покупок, невозвраты клиентов.
Все пользователи в России избалованы высокой скоростью доступа в Интернет и качественной работой крупных веб-сервисов (поиск, агрегаторы, соцсети и т. д.) Поэтому любые проблемы со скоростью вашего сайта будут восприняты как низкое качество обслуживания. Чем больше время загрузки страниц, тем меньше стимул работать с сайтом дальше. Для контентных и развлекательных проектов это значит потерю просмотров (показов рекламы) и ядра аудитории, для коммерческих – снижение конверсии в заказы и регистрации. Например, после серьёзного ускорения одного оптового сайта бижутерии количество регистраций в месяц увеличилось в три раза.
Потери: сокращение доходов от рекламы или сокращение заказов.
К счастью, технологии веб-разработки уже позволяют создавать функционально богатые и прекрасно оформленные веб-приложения, не жертвуя скоростью.
Полный комплекс действий по достижению высокой скорости сайта состоит из нескольких слагаемых:
Это максимальный вариант подхода к процессам контроля и обеспечения скорости сайта, тем не менее он вполне доступен большинству средних и даже малых проектов. Плачевная ситуация со скоростью работы сайтов объясняется не высокими затратами или сложностью работ по ускорению, а скорее неосведомлённостью руководителей проектов и разработчиков.