к.э.н. Лавлинский Н. Е., технический директор ООО «Метод Лаб»
При общении с клиентами мы часто сталкиваемся с различными страхами, мифами и заблуждениями о поддержке сайтов. В этой статье мы постараемся рассмотреть 10 самых распространенных мифов и сравнить взгляды со стороны клиентов и разработчиков.
Создание сайта как правило отнимает много ресурсов всех видов. После этого процесса для многих клиентов психологически тяжело принять мысль о необходимости дальнейших вливаний в сайт. Кажется, что столько сил и денег было затрачено на сайт, теперь еще что-то нужно?
Вторая причина таких мыслей в том, что сайт воспринимается как готовый товар, который «купили» в магазине (то есть веб-студии). Мы ведь не готовы к вложениям в новый телевизор? Также мы не готовы его обслуживать после покупки (за свои деньги).
После создания сайта он запускается в боевую эксплуатацию и только тогда клиент по-настоящему понимает, как работает сайт, что нужно изменить. Клиенты оставляют обратную связь, высказывают пожелания. Запускается рекламная кампания и требуются доработки сайта. На этом этапе выбор клиента: остаться при своём мнении и пытаться обходиться без поддержки или подписаться на поддержку и развивать сайт.
Корень этого мифа лежит в заблуждении о современных системах управления сайтами. Производители этих систем продвигают их как замену профессиональным услугам веб-студий. Пусть сделают рабочий сайт, а потом вы сами сможете всё менять.
Кроме того, достаточно много руководителей в компаниях, которые представляют сайт как нечто простое, приравнивают поддержку сайта к обычной офисной работе. А для офисной работы и так полно подчиненных, выбрать кого помоложе – пусть занимается, изучает. Зачем платить кому-то еще?
Системы управления сайтами действительно призваны упростить базовые операции по наполнению сайта. Однако, значительные изменения в сайте требуют профессионального вмешательства. Минимальный набор специалистов для полноценной поддержки сайта: дизайнер, верстальщик, программист. Конечно, нужно не забывать про управление этим процессом. Получается четыре специалиста. Так что в обычной компании (не занимающейся веб-разработками) такой команды нет.
Такая точка зрения близка бизнесменам. Сайт рассматривается как ресурс, требующий продвижения и рекламы. Средства, вложенные в рекламу и продвижение каким-то образом возвращаются, логика понятна. Фокус на конечный результат: продажи, а их обеспечивают рекламщики. Так пусть они и занимаются сайтом.
Продвижение и реклама необходимые элементы для бизнеса. Проблема в том, что деньги, затраченные на продвижение сайта вернутся только в одном случае: посетитель сайта принимает предложение на странице сайта. Содержание предложения (товар, услуги, цена и условия продажи) определяет бизнес, а форму – дизайн страницы, удобство заказа и навигации, скорость работы – определяет качество сайта. То есть, реклама и продвижение неудобного, медленного, некачественного сайта – деньги на ветер. В реальном бизнесе всегда происходят изменения (новые товары и услуги, акции, предложения), поэтому даже изначально качественный сайт требует полноценной поддержки.
Этот миф относится к категории страхов клиентов. Заключение контракта на постоянную поддержку сайта воспринимается как некая кабала. Клиенту представляются сцены шантажа со стороны веб-разработчика, который требует деньги за какие-то непонятные услуги. Причем происходит это постоянно и никакой возможности отказаться нет.
На самом деле, выбирая разработчика сайта, клиент уже выбирает определенную платформу и в итоге свой крючок. Даже если это распространенная CMS, разработчик пишет свой программный код, закладывает свои решения в верстке шаблонов и т. д. Эти обстоятельства делают оптимальной поддержку от разработчика. С другой стороны, при регулярной поддержке появляются значительные преимущества: быстрая реакция на заявки клиента, более низкая стоимость работ, комплексный сервис от одного поставщика.
Чтобы не садиться на крючок, лучше вообще не заказывать сайт.
Многие клиенты полагают, что поддержка нужна, но иногда. В таком случае не надо постоянно платить кому-то: будет задача – закажем изменения. Разработчиков сайтов много, фрилансеры есть, наконец.
Для качественной поддержки требуется постоянство. Дело в том, что при разовом заказе на доработки требуется изучить сайт, понять логику разработчиков. На это затрачивается время, следовательно стоит денег. Для небольших доработок эти накладные расходы окажутся больше, чем сама задача.
Второй тезис в опровержение: часто заказчик сам не может качественно сформулировать задачу. То есть клиент считает, что сайт работает отлично и не будет обращаться за доработками или аудитом сайта. Качественная регулярная поддержка включает проактивные работы по инициативе поддержки.
Данный миф основан на активном продвижении коммерческих CMS, разработчики которых обещают беспроблемную жизнь владельцам сайтов. В результате некоторые владельцы сайтов ассоциируют весь сайт с приобретенной лицензией на CMS и поэтому воспринимают поддержку от CMS как поддержку сайта.
При покупке лицензии на коммерческую CMS как правило предоставляется поддержка. Но важно понимать, что эта поддержка покрывает именно систему управления, но не сам сайт. То есть, задачи развития и доработки сайта с помощью такой поддержки не решить. Также условия поддержки CMS обычно не дотягивают по уровню до требований бизнеса.
При отсутствии профессиональной поддержки сайта иногда возникает такая мысль: «если все как-то работает, то пусть все остается как раньше». При этом сайт действительно может работать и приносить какой-то эффект для бизнеса.
Электронный бизнес и Интернет вообще крайне динамичные сферы. Это значит, что в то время, как ваш сайт стоит на месте, конкуренты непрерывно усиливают давление, проводят модернизацию. В запущенных случаях длительной самоподдержки обычно требуется проводить полный редизайн сайта, что требует значительных вложений и времени.
В представлениях не очень опытных заказчиков существует такая CMS, которая позволяет без проблем управлять сайтом домохозяйке. Она настолько гибкая, что все изменения сайта там предусмотрены и выполняются в несколько кликов.
Системы управления сайтами действительно отличаются по набору возможностей, доступных для простого пользователя. Однако, нужно понимать, что чем больше гибкости закладывается в систему, тем сложнее становится ее настройка. В конечном итоге такая настройка превращается в программирование.
Также любые изменения в верстке, дизайне требуют профессионального вмешательства, независимо от системы управления.
Этот миф является конкретизацией предыдущего, но встречается очень часто и требует отдельного анализа. Визуальные редакторы (WYSIWYG) избавляют от необходимости привлекать специалистов к работе над сайтом.
Визуальные редакторы появились для облегчения работы создателей различного типа контента. В контексте сайтов это относится к редактированию HTML-кода. Однако, такие редакторы ни коим образом не решают задачи модернизации и развития сайтов. Кроме того, качество кода, который генерируют редакторы крайне низкое.
Раз уж поддержка нужна, мы будем ее оказывать сами. Для этого специально подберем веб-мастера. Он/она будет выполнять все задачи по сайту, при этом сидеть под боком, в нашем офисе, а не где-то далеко.
Как уже говорили выше, для профессиональной поддержки сайта требуется команда как минимум из четырех профессионалов (дизайн, верстка, программирование, управление/аналитика). Следовательно, один мальчик/девочка может лишь снять часть задач по поддержке. При этом стоимость найма такого человека будет гораздо выше, чем обычные тарифы на поддержку сайта.
Компания «Метод Лаб» предлагает услуги профессиональной поддержки сайтов с 2003 года. Описание услуги и тарифы.