+7 (925) 507-98-19
TelegramWhatsApp
Скорость сайта – это фича!

Скорость сайта – это фича!

к.э.н. Лавлинский Николай Евгеньевич, технический директор ООО «Метод Лаб»

Скорость

При развитии любого веб-приложения мы стараемся сделать его лучше и полезнее для пользователей, чтобы получить максимум эффекта. Огромные бюджеты расходуются на очередные фичи (возможности). В то же время многие маркетологи, продуктологи и просто менеджеры проектов забывают о такой «мелочи», как скорость. Если спросить любого пользователя, нравятся ли ему быстрые приложения, он наверняка скажет «да, конечно». Все это знают и понимают. Но о том, что скорость напрямую влияет на лояльность, вовлечение и конверсию мало кто догадывается. Получается, что скорость – это такая же фича, которая стоит вложений и даёт бизнес-эффект. Пока существует такая обстановка невежества, у вас есть реальный шанс малой кровью получить дополнительное конкурентное преимущество.

Почему важно думать о скорости?

Как скорость влияет на бизнес проще всего понять из примеров. Многие крупные компании (в основном, в США) провели собственные эксперименты. Приведём некоторые факты из этих исследований:

Подведём краткий итог: скорость может решать задачу повышения бизнес-показателей веб-сервисов. Нет точных моделей зависимости эффективности сайтов от скорости, но тенденция однозначная: лучше быстрее. Причём часто получить эффект можно от ускорения всего на 100 мс, это всего лишь 0,1 секунды – за это время можно только моргнуть! В основе таких эффектов лежат глубинные принципы из различных областей: эргономики, психологии и юзабилити. О некоторых из них мы поговорим ниже.

Скорость современных веб-приложений, как обстоят дела?

По глобальной статистике HTTP Archive (http://httparchive.org/) размер веб-страниц постоянно увеличивается. Сейчас (июль 2016 года) средний размер страницы составляет почти 2,5 Мб. То есть, сайты постоянно «толстеют», хотя скорости соединения растут достаточно медленно. Если учесть большое количество мобильных пользователей, которые имеют и будут иметь еще лет 10 медленное подключение, то ситуация со скоростью получается плачевной. И это только один аспект (объём трафика), а вместе с этим растёт сложность верстки, количество кода CSS и JavaScript, что создаёт дополнительную нагрузку на CPU мобильных устройств.

Таким образом, мы не можем полагаться на растущие ресурсы устройств и скорости подключения. Вопросом скорости нужно заниматься системно.

Для России сейчас характерна тенденция подключения к Интернету всё более мелких и отдалённых населённых пунктов, поэтому приток пользователей будет обеспечен в основном пользователями с медленным соединением и устройствами низкой мощности.

Если смотреть по отраслям, то у большинства технологических компаний со скоростью их веб-сервисов всё хорошо. А вот в малом и среднем интернет-бизнесе ситуация намного хуже.

Какой должна быть скорость загрузки сайта?

Здесь мы добрались до сложного аспекта нашей темы. Дело в том, что наша задача: обеспечить не абстрактные абсолютные показатели, а ощущения пользователя. То есть посетители должны быть довольны скоростью, при этом ощущение скорости строго субъективное и мало осознанное. Нужна какая-то точка отсчета.

Наиболее адекватным для наших задач представляется модель времени реакции системы на действие пользователя. Существует исследование, которое выявило зависимость между временем реакции и субъективным восприятием пользователя.

Основной результат исследования можно наблюдать в таблице ниже.

Задержка реакции, мсВосприятие пользователем
0-100Мгновенная реакция
100-300Небольшая, но заметная задержка
300-1000Система работает, но нагружена
1000-10000Вероятное переключение мыслей на другие задачи
10000 и болееЗадача отменяется (система не работает)

Как видно из таблицы, удовлетворительное значение задержки для пользователя составляет до 1000 мс (1 секунды), после этого человек скорее всего отвлечётся от задачи на сайте, что может привести к отказу.

В нашем случае за время реакции на действия пользователя нужно принять задержку между нажатием на ссылку на сайте (или вводом адреса сайта) и получением загруженного сайта.

Это же значение оптимального времени загрузки (1 секунда) положено в основу методики RAIL.

Полезно также иметь в виду, что скорость вашего сайта будут сравнивать с лучшими представителями Интернета, самыми крупными и успешными. Каждый пользователь ежедневно имеет дело с Google, Яндексом, Mail.ru, Вконтакте или Facebook. Именно эти сервисы становятся «стандартом» скорости для рядового пользователя сети. Кроме того, благодаря активной рекламе сотовых операторов и производителей смартфонов, люди ожидают одинаковой скорости при работе с мобильными устройствами и подключениями.

Как измерить скорость?

Вопрос измерения скорости сайта к сожалению достаточно сложный. Для начала нужно определиться, что конкретно измерять: то есть выбрать метрику. Всего таких метрик можно собрать порядка десятка, что будет вводить в заблуждение и мешать решению главной задачи.

По мнению большинства экспертов в области веб-производительности основной метрикой должно быть время загрузки страницы до первого полезного экрана. Это значит, что на этой стадии загрузки страницы её можно просматривать, структура страницы стабилизировалась, основные элементы управления работают.

Теперь нужно понять, чем измерить скорость сайта. Доступно большое количество сервисов измерения скорости сайтов, но не все из них полезны. Рассмотрим два наиболее простых и точных средства оценки.

Наиболее ценный сервис – WebPagetest.org. Для его использования достаточно ввести адрес сайта, выбрать расположение точки тестирования (выбирать нужно как можно ближе к вашей аудитории) и поставить галку «Capture Video». Точность измерений достигается за счет принципа работы: запускается реальный браузер, который загружает сайт с заданными характеристиками подключения. После проведения теста нужно перейти по ссылке Filmstrip View и посмотреть время с первым скриншотом, показывающий нужное нам состояние.

Второй способ оценки скорости: Средства разработчиков в Google Chrome. Если включить эту панель и перейти на вкладку Network, можно включить сбор скриншотов (Capture Screenshots). При перезагрузке страницы мы получим полную картинку по прогрессу загрузки страницы. Важно при этом поставить ограничение по скорости соединения (Network Throttling), чтобы тестировать сайт в реальных условиях, эмулируя, например, мобильное соединение.

В результате мы получим время от начала загрузки до появления критичного контента.

Однако, мы рассмотрели только один аспект скорости работы сайта: первоначальную загрузку. Кроме этого существует несколько критериев скорости: плавность анимации, скорость реакции на действия, скорость прокрутки. Формальное получение этих метрик сложнее, требует специальных средств. В реальной жизни нужно посмотреть, нет ли «залипаний», «подёргиваний» при анимации элементов на странице и прокрутке, быстро ли реагируют на нажатие кнопки и панели. Если особых проблем не видно, производительность достаточная. Для оценки интерактивной скорости работы лучше использовать слабое устройство (по CPU, GPU и RAM), чтобы проблемы выявлялись проще.

Как ускорить сайт?

Допустим, мы определили проблему со скоростью сайта. Теперь нужно ускоряться. Как это сделать оптимальным образом? Ответ зависит от состояния проекта и ваших возможностей.

Первый сценарий: сайт находится в активной разработке, есть команда и ресурсы для запуска проекта ускорения своими силами. В таком случае можно поставить задачу ускорения сайта разработчикам, определив вместе с ними критерии эффективности и конечную цель (например, время начальной загрузки или плавность прокрутки).

Достоинства подхода:

Недостатки:

Второй сценарий: ускорение сайта с помощью автоматизированного сервиса (CDN). Здесь мы получаем достаточно быстрый эффект практически без изменений в самом сайте. Как правило, в догрузку к ускорению предлагаются фичи по улучшению безопасности сайта.

Достоинства подхода:

Недостатки:

Третий сценарий: заказное ускорение внешней профессиональной командой, то есть заказ ускорения сайта в специализированной компании. В этом случае процесс начинается с аудита сайта и определения стоимости и сроков работ. Далее производится сама оптимизация сайта и демонстрация результатов. По результатам работ как правило предоставляется поддержка (для исправления возможных проблем).

Достоинства подхода:

Недостатки:

Какой сценарий выбрать, нужно решать в каждом конкретном случае, учитывая достоинства и недостатки каждого подхода. Для большинства случаев мы можем рекомендовать профессиональное ускорение. При наличии бюджета и требований максимального эффекта после этого можно подключить один из сервисов по ускорению или отдельный CDN.

Окупится ли ускорение сайта?

Важный вопрос в процессе ускорения это его экономическая эффективность. Действительно, для обоснования затрат на оптимизацию производительности нужно понимать возможные эффекты для бизнеса.

Точно спрогнозировать реальный эффект от ускорения не получится: не существует какой-либо достоверной модели влияния скорости на продажи или конверсию. Тем более, что эффект будет зависеть как от начального состояния, так и особенностей веб-приложения.

Однако, можно провести оценку минимального эффекта, который будет окупать процесс оптимизации. Для этого можно использовать простую формулу:

Эффект = Дополнительный доход – Затраты.

Здесь «Дополнительный доход» это суммарное увеличение прибыли от продаж или сокращение расходов.

«Затраты» – стоимость ускорения сайтов + расходы по сопровождению проекта внутри компании.

В случае разового ускорения срок окупаемости рассчитывается следующим образом:

Окупаемость (мес.) = Затраты / Дополнительный доход в месяц.

В случае сервиса по ускорению можно посчитать текущую эффективность:

Эффективность (%) = (Дополнительный доход в месяц – Затраты в месяц) / Затраты в месяц.

В этих расчетах сложным моментом будет выделение дополнительного дохода от ускорения. Приведём пример: допустим мы получаем увеличение продаж на 2% (вполне реальный результат исходя из западных кейсов), валовая прибыль составляет 600000 руб. в месяц.

Дополнительный доход = 0,02 * 600000 = 12000 руб. в месяц.

При стоимости ускорения 30 000 руб., срок окупаемости = 30000 руб. / 12000 руб. = 2,5 мес.

Такого рода расчеты доступны любому менеджеру проектов и позволяют достаточно убедительно обосновать экономическую эффективность ускорения сайта.

Что делать после ускорения сайта?

Допустим, мы прошли весь путь ускорения сайта, получили эффект и довольны результатом. Но, чтобы выжать максимальный эффект, можно сделать несколько дополнительных шагов.

Выводы

В настоящий момент идея использования скорости как фичи веб-приложения набирает обороты в России. Скорость можно сделать одним из конкурентных преимуществ и увеличить прибыльность проекта.

Для определения скорости сайтов разрабатываются новые методики и инструменты, мы рассмотрели несколько наиболее близких к реальному восприятию пользователя. На протяжении всего процесса ускорения нужно помнить и учитывать интересы пользователей вашего веб-приложения, тогда эффект не заставит долго ждать.

Существуют разные подходы к оптимизации скорости сайтов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Для максимального результата их можно комбинировать. Важно не останавливаться на полпути и проводить регулярный мониторинг состояния производительности. Только в этом случае получится поддерживать техническое совершенство веб-приложения.

За профессиональным ускорением сайтов, а также аудитом скорости сайтов обращайтесь к нам.

Ускорение сайтов

Экспертное ускорение сайтов

Ускорение сайтов
Цена от 69 900 Р